T25 Гордона Мюррея был одним из самых креативных и рациональных – хотя и странновато выглядящих – маленьких автомобилей в истории. И ему нужно было очень мало ресурсов, чтобы прокатить трех людей по городу. Мюррей гарантировал –будет весело. В этой небольшой капсуле смешались креатив и безжалостно эффективная инженерия.
Но недавно он понял, что T25 был слабым, скучным и вообще антикрутым. Понял в ходе разработки новой модели. «Мы не думали, что сделаем большой шаг вперед, но это так», - говорит он.
Новая машина (проходившая по внутренним документам как Project M) формально зовется Shell Concept Car. Это объясняет ее цвет. «Shell обратился к нам – говорит Мюррей, – и было очень мало времени, чтобы разработать что-то из наброска». Так что T25 был взят за основу.
«Shell хотели участвовать в разработке, не вести проект сами. Мы спросили: «Сколько вы смогли сэкономить, раз мы все работали вместе?» Мы плотно работали над двигателем с Geo Technology и парнями из Shell. Мы пересмотрели каждый компонент T25».
Двигатель T25 от Mitsubishi подвергся серьезному апгрейду в Geo Technology. Компанию Geo основал Осаму Гото, который когда-то разрабатывал двигатели Honda для «Формулы-1». А Мюррей в конце 80-х сделал много двигателей для McLaren.
Неудивительно, что они объединились. «T25 базировался на концепции максимального уменьшения», - говорит Мюррей. Но даже он, один из главных консультантов по автомобильной диете, был удивлен, сколько они смогли сбросить, проектируя новый автомобиль.
«Я наделся сэкономить 40-50 кг. А парни смогли убрать 80». Так что концепт Shell весит каких-то 550 кг – это примерно половина нынешних супермини. И он прошел крэш-тесты.
При разработке кузова использовалась технология iStream Carbon – трубы стального каркаса шасси дополнены карбоновыми компонентами. Карбон легче, но дороже тех материалов, которые использовались в T25: «Однако мы использовали вторично переработанный углепластик, так что цена приемлемая».
Что дала работа с Shell? Использование сделанных на заказ смазочных материалов позволяет облегчить и оптимизировать работу трансмиссии, подшипников ротора двигателя и колесных подшипников. Команда Гото переделала двигатель, так же опираясь на Shell – используя ультралегкие поршни, шатуны и напоминающее бриллианты карбоновое покрытие. Все, чтобы сократить трение. Разработчики очень осторожно употребляют в речи словосочетание «смазочные вещества», а не масла – потому что материалы созданы из специально синтезированных молекул.
Перейдем к аэродинамике. Коэффициент аэродинамического сопротивления T25 – 0.37. У новой версии он будет 0.29 – потрясающе низкий для автомобиля такой формы. И обратите внимание – его фронтальная часть настолько миниатюрна, что суммарное сопротивление намного меньше, чем у обычного супермини.
Мюррей называет новый прототип «упражнением в мобильности в рамках города и в рамках существующих технологий – без мороки, батарей и гибридизации».
Итак, в чем же выгоды?
Он утверждает, что технология iStream по сравнению с использованием стали сокращает энергию на производство (а значит и выбросы) на 60%. А на само производство приходится 15% всех выбросов от автомобиля за время его жизненного цикла.
Машина уже прошла реальные испытания и все необходимые тесты. Мюррей убеждает, что она будет потреблять на треть меньше топлива, чем бензиновый супермини или гибрид. И будет стоить дешевле. Где вы еще увидите четырех человек в ситикаре?
Конечно, автомобиль будет запросто лавировать по городу – он всего 160 см в ширину и поворачивает даже круче (геометрически), чем лондонские кэбы. Парковаться тоже пара пустяков. Концепт на 20 см короче и на 330 кг легче, чем Smart Fortwo. На производство, жизненный цикл и утилизацию потребуется меньше энергии, чем на мелкий супермини. Забавно, что он будет носить имя энергетического гиганта.
Комментарии (0)